Распиновка розетки прицепа легкового автомобиля — схема разъёма

В статье рассмотрены варианты распиновки вилок и розеток для различных видов прицепов автомобильной техники. Представлены основные схемы разъёма и принципы соединения проводки подключаемой вместе с фаркопом как легковых, так и грузовых машин. Разобраны нюансы подключения, в том числе для нестандартных (специализированных) способов.

Схемы подключения

В настоящее время в мире существует множество разнообразных вариантов распиновки разъёма для прицепа легкового автомобиля. В России и ближнем зарубежье они хорошо известны и изготавливаются согласно требований ISO 11446 (13-pin) и ISO 1724 (7-pin). При этом, наиболее широко распространены только последние, у которых семь контактов. Внешний вид (фото) и назначение контактов представлены на рисунке.

В Европе чаще встречается более современная версия, распиновка разъёма для прицепа у которой с тринадцатью штырьками ISO 11446 (13-pin) типа Jaeger. Тринадцать контактов функционально расширяют возможности соединения. Конструкция сильнее защищена от влаги и грязи.

Во многих странах разработаны свои,  специализированные версии электрических колодок для буксируемого транспорта. Менее известными в России, но широко используются во всем мире розетки и вилки, сделанные по стандартам: АС-4177.5 (австралийский); САЕ J1239, САЕ J2863, САЕ J3082 (американские); NEN 6120 (голландский) и др.

По количеству контактов у розетки (вилки) не всегда удаётся выяснить схему дальнейшего подключения прицепа легкового автомобиля, в том числе из за вышеуказанных особенностей и специфики. Поэтому, непосредственно перед соединением проводов желательно достоверно определить стандарт, согласно которого она была изготовлена. Если электрика для фаркопа установлена штатно, то не менее важной является информация о стране происхождения и года выпуска стыкуемого автотранспорта.

Распиновка розетки прицепа 7 (pin) контактная

В настоящее время  семиконтакный (7 pin) разъем 12N ISO 1724:2003 встречается на отечественных и зарубежных автомобилях в России значительно чаще, чем другие. Первая версия данного стандарта была разработана в 1980 г. В 2021 г. была переутверждена его крайняя версия 2003 года. Он предназначен для подключения тягачей и буксируемых транспортных средств, а также автомобилей с номинальным напряжением 12 В. Пример возможной схемы подключения приведён на рисунке.

Семиконтактное соединение предусматривает включение на буксируемом транспортном средстве сигналов поворота (левого, правого), габаритных огней, стоп-сигнала, подсветка номерного регистрационного знака.

Схема распиновка 13 (pin) контактной розетки

Тринадцатиконтактный (13 pin) разъем распаян согласно требований ISO 11446, который был разработан в конце 80-х. Его последние современные варианты были утверждены в 2012 г. (переутверждены в 2019 г.) и не изменились до сегодняшнего дня.  Номинальное напряжение питания конструкции (12 В).

Конструкция такого соединения помимо базовых функций семиконтактного штекера (рассмотренных выше), предполагает соединение фонаря заднего вида, противотуманок, а также постоянного плюса для домов на колёсах.

В 2012 году были разработаны две версии таких разъёмов: ISO11446-1:2012;  ISO11446-2:2012. Последний вариант (с префиксом «-2») предусматривает возможность пересечения водных бродов.

Пятнадцатиконтактный (15 pin)

Пятнадцатиконтактный (15 pin) разъем ISO12098 был впервые представлен миру в 1994 г. В указанном стандарте предусматривалось использование напряжения 24 В между тягачом и прицепом коммерческих автомобилей. Также в нём описаны средства для адаптации для соединения с семиконтактными системами. В 2020 г. ISO12098:2020 был переутверждён.

Пятиконтактный (5 pin)

Пятиконтактный (5 pin) разъем конструктивно и внешне почти полностью соответствует ISO 1724. Основное его отличие от последнего – это отсутствие 1 и 4 контактов, предназначенных для работы в прицепе сигналов левого и правого поворота соответственно. Был разработан в 1975 г. В настоящее время практически не используется. Считается морально устаревшим и встречается только на старых автомобилях иностранного производства.

Основные стандарты

Характеристики разъёмов для автомобильных прицепов, согласно требований Международной организации по стандартизации (ISO), рассматриваются технической комиссией не менее одного раза в 5 лет. В стандарте предусматриваются габариты устройства, распиновка, необходимые испытания и требования к электрическим соединениям для буксирующих и буксируемых транспортных средств. Кроме того, в нём указывается парковочная розетка и вилка при отключении. По итогам заседания членов ISO утверждённый документ должен соответствовать Целям устойчивого развития (Sustainable Development Goals) установленным в 2015 г. на заседании ООН.

Основные стандарты разъемов для подключения тягачей, прицепов:

  • пятиконтактный (5pin) ISO1724;
  • семиконтактный (7pin): 12N (ISO1724), 12S (ISO3732), 24N (ISO1185), 24S (ISO3731);
  • тринадцатиконтактный (13pin) ISO11446 (-1,-2);
  • пятнадцатиконтактный (15pin) ISO12098.

Обозначение пинов по цветам определено в ISO4141. В основном требования вышеперечисленных стандартов распространяются на проводку с напряжением 12 В. Однако, в настоящее время у многих производителей встречаются собственные конструктивные решения, которые поддерживают системы подключения с питанием до 24 В (для крупногабаритного буксируемого транспорта). Разберём некоторые из них более поподробней.

Адаптеры

На практике довольно часто возникают ситуации, когда розетка фаркопа не совпадает по параметрам с вилкой прицепа. Для таких случаев разработаны специальные переходники. Существуют адаптеры, которые позволяют подключать семиконтактные вилки, когда на автомобиле установлена тринадцатиконтактная розетка и наоборот.

О блоках согласования

На старый автомобилях бортовой компьютер зачастую отсутствует. В этих случаях нет необходимости согласования параметров подключения. Необходимо только разобраться с местонахождением электрической проводки и соединить её для подачи соответствующих сигналов напрямую к световыми приборами буксируемого транспорта.

В современных автомобилях без блока согласования не обойтись. Зачастую, при подключении внешнего оборудования напрямую, на панели управления возникает ошибка (Check Control). Таким образом бортовой компьютер сигнализирует о неисправности проводки, возможном перегорании лампочки и др.

В настоящее время существует блоки согласования подходящие для работы с любыми рассмотренными выше стандартами. Их рассмотрение является темой отдельной статьи.

Производители

Наиболее известными производителями штекеров (вилок) для автомобильной электрики является немецкие Erich Jaeger, AL-KO. В настоящее время с ними начинают успешно конкурировать различные китайские фирмы. На российском рынке популярна продукция компаний: ООО «Гранд-СПБ», АО ВПО «Точмаш», ООО «Хелла».

Оцените статью
СхемаТок
Добавить комментарий